Дошкольный возраст
Школьный возраст
Игры
Занятия
Документация
Пособия
|
Методики для
выявления уровня интеллектуального развития младшего школьника
1.
«Минутка». Эта методика
используется для изучения устойчивости внимания ученика. Ребенку дается задание
– внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя
минутка пройдет, он должен сообщить об этом. Экспериментатор с помощью
секундомера измеряет реальное время и записывает степень совпадения ответа.
2. Корректурные
пробы. Методика Бурдона. Испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен
как можно быстрее разными способами выделять определенным способом определенные
буквы (цифры). Для учета продуктивности работы необходимо отмечать на листе на
каком этапе работы находится ученик в данный момент.
3.
Исследование особенностей
внимания по методике Рыбакова. Ученику представляется бланк, состоящий из
чередующихся кружков и крестов. Его задача – подсчитать все кресты и кружочки
без помощи пальца. При этом необходимо заметить количество времени, затраченное
ребенком для подсчета.
4.
Восстановить пропущенное
слово. Это задание используется для уточнения уровня развития памяти. Учащемуся
зачитывается ряд из 10 слов, не связанных между собой по смыслу (сахар – пуля –
ящик – рыба – танец – груша – музей – автобус – дятел – музыка). Второй раз этот
ряд зачитывается неполностью, одно из слов опускается. Ребенок должен
восстановить пропущенное слово и его место в ряду.
5.
«Память на образы». Методика
предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в
том, что испытуемому в течение 20 секунд экспонируется таблица с 16-тью
образами. Далее необходимо воспроизвести эти образы не более, чем за одну
минуту.
6.
Исследование логической и
механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Для исследования должны
быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют
смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ребенку дается установка на
запоминание и зачитывается ряд слов первого ряда, где слова связаны между собой
логически ( курица – яйцо, ножницы – резать, кукла – играть, лампа – вечер,
груша – компот, книга – читать, корова – молоко, ученик – школа, паровоз –
ехать, ручка – писать, лед – коньки, щетка – зубы, снег – зима, лошадь – сани,
бабочка – муха). После десятисекундного перерыва зачитываются первые слова, а
ребенок воспроизводит следующее за ним. Такая же работа проводится и с другим
рядом слов (спички – кровать, жук – кресло, синица – сестра, рыба – пожар, шляпа
– пчела, ботинки – самовар, лейка – трамвай, компас – клей, мухомор – диван,
небо – рак, дерево – овца, гребенка – ветер, бусы – земля, пила – журнал, график
– туман). Результаты высчитывается по следующей схеме: коэффецент смысловой
памяти = количество запомнившихся слов/количество слов первого ряда (аналогично
рассчитывается и объем механической памяти).
7.
Таблица Шульте. Целью этого
задания является выявление уровня сформированности восприятия. Оборудованием
являются бланки с цифровыми таблицами (1-25). Заданием является нахождение в
этих таблицах чисел от 1 до 25.
8.
«Исключение лишнего».
Словесный вариант. Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию,
умению выделять существенные признаки. Бланк словесного варианта:
1)
стол, стул, кровать, пол,
шкаф.
2)
молоко, сливки, сало,
сметана, сыр.
3)
ботинки, сапоги, шнурки,
валенки, тапочки.
4)
молоток, клещи, пила,
гвоздь, топор.
5)
сладкий, горячий, кислый,
горький, соленый.
6)
береза, сосна, дерево, дуб,
ель.
7)
самолет, телега, человек,
корабль, велосипед.
8)
Василий, Федор, Семен,
Иванов, Петр.
9)
сантиметр, метр, килограмм,
километр, миллиметр.
10)
токарь, учитель, врач,
книга, космонавт.
11)
глубокий, высокий, низкий,
светлый, мелкий.
12)
скоро, быстро, постепенно,
торопливо, поспешно.
13)
неудача, волнение,
поражение, крах, провал.
14)
ненавидеть, презирать,
негодовать, возмущаться, понимать.
15)
смелый, храбрый,
решительный, злой, отважный.
9.
«Назови слова». Эта методика позволяет определить словарный запас испытуемого
ребенка. Ребенок на заданное ему слово должен в течение 20 секунд перечислить
другие слова относящиеся к этой группе. (Животные; растения; цвета предметов;
формы предметов; другие признаки предметов кроме цвета и формы; действия
человека, качество выполнения человеком действий). Оценка результатов следующая:
§
10 баллов (очень высокий уровень) – 40 и более слов по всем группам,
§
8-9 баллов (высокий уровень) – 35 – 39 слов,
§
4-7 баллов (средний уровень) – 25 – 29 слов,
§
2-3 балла (низкий уровень) – 20 -24 слова,
§
0-1 балл (очень низкий уровень) – не более 19 слов.
|
|