Методики для
определения уровня волевой готовности у учащихся младших классов
1.
Перекладывание по одной
спичке в коробок.
Экспериментатор высыпает перед ребенком спички из коробка и просит его: «Собери,
пожалуйста, все спички в коробок, но их надо складывать по одной – нельзя брать
сразу несколько спичек». Взрослый садится рядом и наблюдает за действиями
ребенка. Через некоторое время, примерно, когда половина работы уже выполнена,
взрослый встает и говорит ребенку: «Мне надо отойти, а ты продолжай выполнять
задание, но не забудь, что тебе все равно надо собирать спички только по одной».
Предварительно следует посадить испытуемого так, чтобы можно было вернуться в
комнату незаметно и проследить, как собираются спички – хватает ли воли у
учащегося, выполнять задание, соответствуя цели, хотя за ним никто не наблюдает.
2.
«Графический диктант»
методика была разработана Д. Б. Элькониным. Задачей испытуемого является
правильно под диктовку нарисовать узор на листе в клетку форматом А5.
3.
Закрашивание елки. Учащемуся
предъявляется следующая инструкция: «Посмотри на этот рисунок. Здесь нарисована
елка, но эта елка новогодняя. Ты ее раскрась, а другие ребята нарисуют на ней
елочные игрушки. Не забудь, закрашивая, ты должен оставлять место для елочных
игрушек».
4.
«Да» и «Нет» не говорить».
Эта методика применяется для выявления уровня произвольности и умения
действовать по правилу. Перед игрой испытуемому объясняется правило: «Я буду
задавать тебе вопросы, а ты будешь давать любые ответы, не говоря слова «да» и
«нет»». Вопросы к игре:
1)
Тебе нравиться ходить в
школу?
2)
Нравиться ли тебе дружить с
одноклассниками?
3)
Любишь ли ты учиться?
4)
Нравиться ли тебе твоя
учительница?
5)
Хочешь ли ты учиться на одни
пятерки?
6)
Тебе нравиться делать уроки?
7)
Многие говорят, что в школе
интересно учиться. Ты согласен с этим?
8)
Узнаешь ли ты что-нибудь
интересное на уроках в школе?
9)
Чтобы хорошо учиться надо
уметь читать и писать, да?
10) Хочется ли тебе вернуться в детский сад? |