Дошкольный возраст
Школьный возраст
Игры
Занятия
Документация
Пособия
|
Тест
"Несуществующее животное"
Метод
исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное"
построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики
используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной
правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И.
М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция,
связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая
мысль заканчивается движением”). Если реальное движение, интенция по какой-то
причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного
движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления,
вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах
рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой
с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в
пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При
выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель
пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е.
возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной
окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано
оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым
периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между
мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона,
пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На
листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно
окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая
сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными
эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих
закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании
материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и
символическими геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест
“Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической
проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в
описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный
метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими
методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.
Показатели и интерпретация
Положение
рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии
вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или
слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости;
ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено)
трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме,
недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и
признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части –
обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность,
нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании,
отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ
(голова или
замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности,
действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по
крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца).
Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек
действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает
реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
(Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить
дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как
эгоцентризм.
На
голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза.
Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость
мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию
определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной
оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные
реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется
как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ –
как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки
языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения
опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве
случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему
отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков
характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания
страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения;
для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают
редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней
красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в
соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой
ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове
также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита,
агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной,
иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья –
тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть,
подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда,
ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ
ЧАСТЬ ФИГУРЫ
(ноги, лапы, иногда –
постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и
по форме:
а)
основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формирование-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б)
поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений,
иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти
отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно,
тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер
контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и
однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность
суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и
суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало
(соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ.
Могут быть функциональными или украшающими:
крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных
областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с
неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность,
желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе
места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание
окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане
из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей
вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе)
или влево. Хвосты повернуты вправо
–
отношение к своим действиям и поведению. Влево
–
отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной
нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения
выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим
движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о
сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие
из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты,
особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ.
Анализируются по наличию или отсутствию
выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это
защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со
страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной
линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия
удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих
возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний
контур
–
защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих
подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная
опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же
самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на
самом корпусе животного. Справа
–
больше в процессе деятельности (реальной), слева
–
больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ.
Оценивается количество изображенных деталей –
только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном
несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и
т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей,
просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только
необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых
необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии,
астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое
подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит
карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная
с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует
обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне
листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность.
Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким
образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА
ХАРАКТЕРА ЛИНИИ
(дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений,
“островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”,
отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка
осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность
линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематически животные
делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка
или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к
собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как
бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и
т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в
положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая
одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье),
включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об
инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности
“очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому
значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень
агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке,
независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в
этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить
внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при
человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на
проблеме секса. Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и
выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего
мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание
подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное
количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного”
– постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы,
треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз
электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это
наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие
возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:
банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”,
существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь
приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало
несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п.
Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых
заготовок. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей
(летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование
с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и
т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и
адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на
демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия
поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и
т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать
сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес
эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются
иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при
соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные
названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и
т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).
|
|