Дошкольный возраст
Школьный возраст
Игры
Занятия
Документация
Пособия
|
Методика "Дерево"
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением
сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся
получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта
мы не предлагаем уч-ся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это
может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это
дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них
разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер
и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше
настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и
успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы
хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной
методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный
ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное
положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом
устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и
сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных,
полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства
объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на
преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
трудности)
№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и
установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию
«человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней
человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под №
17).
|
|