Дошкольный возраст
Школьный возраст
Игры
Занятия
Документация
Пособия
|
Анкета
тревожности по Филлипсу
Внимательно
прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка!
Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних
школьников. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Отвечая на вопрос, ребёнок должен записать его номер и ответ “+”, если согласен
с ним, или “-”, если не согласен.
Вопросы:
-
Трудно ли тебе держаться на одном
уровне со всем классом?
-
Волнуешься ли ты, когда учитель
говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
-
Трудно ли тебе работать в классе
так, как этого хочет учитель?
-
Снится ли тебе временами, что
учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
-
Случалось ли, что кто-нибудь из
твоего класса бил или ударял тебя?
-
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель
не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он
говорит?
-
Сильно ли ты волнуешься при ответе
или выполнении задания?
-
Случается ли с тобой, что ты боишься
высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
-
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя
вызывают отвечать?
-
Часто ли твои одноклассники смеются
над тобой, когда вы играете в разные игры?
-
Случается ли, что тебе ставят более
низкую оценку, чем ты ожидал?
-
Волнует ли тебя вопрос о том, не
оставят ли тебя на второй год?
-
Стараешься ли ты избегать игр, в
которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
-
Бывает ли временами, что ты весь
дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли у тебя возникает ощущение,
что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
-
Сильно ли ты волнуешься перед тем,
как начать выполнять задание?
-
Трудно ли тебе получать такие
отметки, каких ждут от тебя родители?
-
Боишься ли ты временами, что тебе
станет дурно в классе?
-
Будут ли твои одноклассники смеяться
над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
-
Похож ли ты на своих одноклассников?
-
Выполнив задание, беспокоишься ли ты
о том, хорошо ли с ним справился?
-
Когда ты работаешь в классе, уверен
ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
-
Снится ли тебе иногда, что ты в
школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
-
Верно ли, что большинство ребят
относится к тебе по-дружески?
-
Работаешь ли ты более усердно, если
знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами
твоих одноклассников?
-
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы
поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
-
Боишься ли ты временами вступать в
спор?
-
Чувствуешь ли ты, что твое сердце
начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою
готовность к уроку?
-
Когда ты получаешь хорошие отметки,
думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми
из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
-
Бывает ли, что некоторые ребята в
классе говорят что-то, что тебя задевает?
-
Как ты думаешь, теряют ли
расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
-
Похоже ли на то, что большинство
твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
-
Часто ли ты боишься выглядеть
нелепо?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе
относятся учителя?
-
Помогает ли твоя мама в организации
вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
-
Волновало ли тебя когда-нибудь, что
думают о тебе окружающие?
-
Надеешься ли ты в будущем учиться
лучше, чем раньше?
-
Считаешь ли ты, что одеваешься в
школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
-
Часто ли ты задумываешься, отвечая
на уроке, что думают о тебе в это время другие?
-
Обладают ли способные ученики
какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
-
Злятся ли некоторые из твоих
одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе
относятся одноклассники?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда
остаешься один на один с учителем?
-
Высмеивают ли временами твои
одноклассники твою внешность и поведение?
-
Думаешь ли ты, что беспокоишься о
своих школьных делах больше, чем другие ребята?
-
Если ты не можешь ответить, когда
тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
-
Когда вечером ты лежишь в постели,
думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
-
Работая над трудным заданием,
чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты
работаешь над заданием?
-
Чувствуешь ли ты, что начинаешь
нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
-
Пугает ли тебя проверка твоих знаний
в школе?
-
Когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с
ним?
-
Снилось ли тебе временами, что твои
одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
-
Когда учитель объясняет материал,
кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
-
Беспокоишься ли ты по дороге в
школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
-
Когда ты выполняешь задание,
чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда
учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
При обработке результатов выделяют вопросы;
ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок
ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть
ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При
обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно
говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа
вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется
общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся
наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1. Общая тревожность
в школе - 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54.
55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание
социального стресса - 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация
потребности в достижение успеха - 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,
43; сумма = 13
4. Страх
самовыражения - 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации
проверки знаний - 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не
соответствовать ожиданиям окружающих - 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая
физиологическая сопротивляемость стрессу - 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи
в отношениях с учителями - 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8
Содержательная характеристика каждого фактора.
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное
состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне
которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении
успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий
ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.
д.
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний
- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно -
публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям
окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих
результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим,
ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -
особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость
ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность
неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий
негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий
успешность обучения ребенка.
Ключ:
1 - |
7- |
13- |
19- |
25 + |
31 - |
37- |
43 + |
49- |
55- |
2 - |
8- |
14- |
20 + |
26- |
32- |
38 + |
44 + |
50- |
56- |
3 - |
9- |
15- |
21 - |
27- |
33- |
39 + |
45- |
51 - |
57- |
4 - |
10- |
16- |
22 + |
28- |
34- |
40- |
46- |
52- |
58- |
5 - |
11 + |
17- |
23- |
29- |
35 + |
41 + |
47- |
53- |
|
6 - |
12- |
18- |
24 + |
30 + |
36 + |
42 - |
48- |
54- |
|
|
|