Дошкольный возраст
Школьный возраст
Игры
Занятия
Документация
Пособия
|
Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"
Задача этой
методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу,
т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка
к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению
составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в
школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет
взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности,
о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие
желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности —
познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при
условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес
к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания,
полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Практика
показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего
школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1
балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из
которых ребенок может ответить правильно, а на другой — неправильно; во-вторых,
ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти
неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и
вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку
0,5 балла.
Правильным и
полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый,
достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения
правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла.
К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен
звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как
неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ,
в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков,
например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего
вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл.
Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного
вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.
С учетом
введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью
готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной
методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не
менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок,
набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок,
чья сумма баллов составила менее 5.
Для ответов в данной методике
ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты
пойти в школу?
2. Зачем нужно
ходить в школу?
3. Чем ты будешь
заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь
для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки?
Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести
себя на уроках в школе?
7. Что такое
домашние задания?
8. Зачем нужно
выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь
заниматься дома, когда придешь из школы?
10.
Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным
считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу
вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен
дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если
полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий
должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае,
если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к
обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо
убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное
количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10.
Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если
правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов. |
|