Нормативно-правовая база
для педагога-психолога
ПОЛОЖЕНИЕ О
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ.
Приказ от 14.05.2003.№553
Об утверждении положения о
службе
Практической психологии
в системе образования города
Москвы
Служба практической психологии в системе Департамента образования города
Москвы призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и
профилактику нарушений психического здоровья детей и профилактику здоровья
обучающихся. Содействовать здоровью обучающихся, содействовать развитию
личности детей. В процессе их воспитания и обучения.
Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем
участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса.
В
своей деятельности служба руководствуется международными актами в области
защиты прав детей. Законом Российской Федерации». Об образовании»,
федеральным законодательством и законодательством города Москвы,
нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, утвержденного
приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. №636, положениями и
уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.
Деятельность службы осуществляется во взаимодействии с администрацией,
педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями
всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования,
социализации и здоровья детей. Взаимодействие осуществляется на основе
принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными
представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем
образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия
родителей несовершеннолетних не допускается.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
ЦЕЛЬ Службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития
детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи психологической службы образования:
- неотложная
психологическая помощь несовершеннолетних и их семьям;
-
консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая,
реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;
-
социально-психологическая помощь. Содействие в профессиональной ориентации
детей и молодежи;
-социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении
вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
-консультации
по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным
с охраной психического здоровья детей;
-составление
заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;
психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях,
катастрофах и экстремальных ситуациях;
-иные меры,
необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
развития личности детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛУЖБЫ
Основными направления ми деятельности службы являются психологическая
профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и
психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая
реабилитация.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность:
-
разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных
возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение
психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных
учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и
формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием
неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
-обеспечению условий оптимального
перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных
осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков
в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к
сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои
способности и знания;
- своевременному предупреждению
возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Психологическое просвещение
предусматривает деятельность :
-, получение своевременной
информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков,
динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи
детям. Их родителям педагогам;
-выявлению возможностей.
интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного
личностного и профессионального самоопределения;
-определению причин нарушений в
обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
Развивающая и психокоррекционная
работа предусматривает деятельность по:
-активному взаимодействию
психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и
становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных
возможностей развития детей.
-участию в разработке, апробации и
внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и
коррекционных программ;
-реализации комплекса
индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению
отклонений физическом, психическом, нравственном развитии
несовершеннолетним.
Психологическое
консультирование предусматривает деятельность по :
- консультированию администрации
образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим
коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и
воспитания и образования детей.
- консультированию родителей и
членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных
взаимодействий;
-консультированию представителей
других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное
учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных
и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и
молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Психологическая
реабилитация предусматривает деятельность по :
- психологическому сопровождению
детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной
работы с ним;
-конструированию адаптивных
моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее
полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.
В своей профессиональной
деятельности психолог обязан:
-руководствуясь Законом Российской
Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и
законодательством города Москвы, международными и российскими нормативами
правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми актами
в области защиты прав детей, нормативными правыми документами органов
управления образованием;
- рассматривать вопросы и
принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не
брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного
состояния психологической науки и практики. А также находящихся в
компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе
только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской
квалификации (гипноза, медитативных техник, формокологических средств)
-знать новейшие достижения
психологической науки в целом.
-применять современные
обоснованные методы диагностической. развивающей, психокоррекционной,
психопрофилактической работы;
-в решении всех вопросов исходить
из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
- оказывать
психолого-педагогическую помощь детям работникам образования, администрации
и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, в
решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического
развития детей, обеспечения индивидуального подхода к детям;
-хранить профессиональную тайну,
не распространять сведения, полученные в результате диагностической,
консультативной, и других видов работ, если ознакомление с ним не является
необходимым для осуществления педагогического, консультативной и других
видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта
психокоррекционной, развивающей работы, и может нанести ущерб ребенку или
его окружению;
-вести запись и регистрацию всех
видов работ.
-постоянно повышать свою
профессиональную квалификацию.
Ответственность
педагога-психолога:
-педагог-психолог несет
персональную профессиональную ответственность за правильность
психологического диагноза, адекватность используемых диагностических,
развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств,
обоснованность даваемых рекомендаций;
-педагог-психолог несет
ответственность за оформление и сохранность протокол обследований.
документации в установленном порядке;
-педагог-психолог несет
персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в
интересах ребенка.
Педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
образовательных учреждений и т.п;
- самостоятельно
формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы
и методы этой работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой
работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
-отказываться от
выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых
условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обмениваться
информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других
ведомств в интересах ребенка.
-педагог-психолог имеет
право на льготы. предусмотренные для работников учреждений образования в
соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы,
работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приравниваются к
гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных
(коррекционных) образовательных учреждений.
Правовой статус
педагога-психолога:
На должности педагога-психолога
могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также
лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в
области детской практической психологии, психологической службы образования
в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.
Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят
профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических
психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и
утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.
Должности практических психологов
устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды) : не менее одного психолога в
каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные,
региональные центры психологической службы образования, являющиеся
сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных
учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок
увеличивается…..
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Пакет документации практического психолога детского психолога дошкольного
учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную,
организационно-методическую.
Нормативная документация-это тип
документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих
стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе
образования.
В перечень нормативной
документации входят:
Закон Российской
Федерации об образовании.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Положение о психологической службе
в системе образования.
Положение о практическом
психологе.
Квалификационная характеристика
практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт
специалиста).
Положение об аттестации психолога
образования с соответствующим приложением.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Специальная документация- это
особый вид документации практического психолога, обеспечивающий
содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
В специальную документацию входят:
Психологическое заключение.
Коррекционная карта.
Протоколы диагностических
обследований, коррекционных занятий. . бесед, интервью и т.д.
Из вышеперечисленной документации
три вида являются закрытыми: заключения. Коррекционные карты и протоколы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ.
Целью организационно-методической документации является организация.
планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности
практического психолога.
В организационно-методическую
документацию входят:
График работы практического
психолога в дошкольном учреждении.
Годовой план работы роботы
практического психолога (стратегия профессиональной деятельности)
Дифференцированный план работы
практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности)
Журнал и бланки психологических
запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за
год).
|