Дошкольный возраст
Школьный возраст

Игры
Занятия


Документация
Пособия



     

   Нормативно-правовая база для педагога-психолога 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ.

 

Приказ от 14.05.2003.№553

Об утверждении положения о службе

Практической психологии

 в системе образования города Москвы

 

         Служба практической психологии в системе Департамента образования города Москвы  призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического  здоровья детей и профилактику здоровья обучающихся. Содействовать здоровью обучающихся, содействовать развитию личности детей. В процессе их воспитания и обучения.

         Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса.

         В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Законом Российской Федерации». Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, нормативными  правовыми актами Министерства образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. №636, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.

         Деятельность службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья детей. Взаимодействие осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

         Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

          ЦЕЛЬ Службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

         Основные задачи психологической службы образования:

- неотложная психологическая помощь несовершеннолетних и их семьям;

- консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

- социально-психологическая помощь. Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

-социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

-консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического  здоровья детей;

-составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;

психологическая помощь детям  и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;

-иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности детей.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

        

         Основными направления ми деятельности службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

         Психологическая профилактика предусматривает деятельность:

         - разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного,  психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

-обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психологическое просвещение предусматривает деятельность :

-, получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

-выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения; 

-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

-активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом,  нравственном развитии несовершеннолетним.

         Психологическое консультирование предусматривает деятельность по :

- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей.

- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

-консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей  по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

         Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по :

- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

-конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

 

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

-руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, международными и российскими нормативами правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правыми документами органов управления образованием;

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики. А также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

- использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, формокологических средств)

-знать новейшие достижения психологической науки в целом.

-применять современные обоснованные методы диагностической. развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

-в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

- оказывать психолого-педагогическую помощь детям работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям,  в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечения индивидуального подхода к детям;

-хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной, и других видов работ, если ознакомление с ним не является необходимым для осуществления педагогического, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной,  развивающей работы, и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

-вести запись и регистрацию всех видов работ.

-постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

Ответственность педагога-психолога:

-педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

-педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протокол обследований. документации в установленном порядке;

-педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах ребенка.

Педагог-психолог имеет право:

         - самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т.п;

         - самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

         -отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

         - обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.

         -педагог-психолог имеет право на льготы. предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы, работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приравниваются к гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

 

Правовой статус педагога-психолога:

 

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме  не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды) : не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы  образования, являющиеся  сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается…..

 

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

         Пакет документации  практического психолога  детского психолога дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.

Нормативная документация-это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога  в системе образования.

В перечень нормативной  документации входят:

         Закон Российской Федерации об образовании.

Конвенция  ООН о правах ребенка.

Положение о психологической службе в системе образования.

Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

 

         СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Специальная документация- это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

В специальную документацию входят:

Психологическое заключение.

Коррекционная карта.

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий. . бесед, интервью и т.д.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения. Коррекционные карты и протоколы.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

         Целью организационно-методической документации является организация. планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.

В организационно-методическую документацию входят: 

График работы практического психолога в дошкольном учреждении.

Годовой план работы роботы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности)

Дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности)

Журнал и бланки  психологических запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам  за год).

 

 

 

 

 
www.detpsihologia.narod.ru
Об авторе


Rambler's Top100     баннер  
Hosted by uCoz