Опросник родительских отношений (ОРО)
Опросник
включает в себя 61 вопрос, отражающий те или иные особенности родительских
отношений. Оценка проводится по пяти шкалам:
1.
Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой
эмоционально-положительное (принятие) или эмоционально-отрицательное
(отвержение) отношение к ребенку.
2.
Кооперация. Эта шкала отражает стремление взрослых к
сотрудничеству с ребенком, проявление заинтересованности и участия в его делах.
3.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить,
стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить
между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность
ребенка и взрослого человека.
4.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролирует
поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с
ним.
5.
Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые
относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и
неудачам.
Давая на
вопрос положительный ответ – ставьте «+», отрицательный – «-».
При обработке ответов «+» оценивается в 1 балл, «-» - 0 баллов.
Вопросы.
1.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.
Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребенок.
3.
Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от
нормы.
4.
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют.
5.
Я испытываю к ребёнку чувство симпатии.
6.
Я уважаю своего ребёнка.
7.
Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.
Мой ребёнок часто мне неприятен.
9.
Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
10.
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребёнку приносит ему пользу.
11.
По отношению к своему ребёнку я испытываю досаду.
12.
Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком.
14.
Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые заслуживают
осуждения.
15.
Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста
выглядит недостаточно развитым.
16.
Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.
17.
Мой ребёнок как губка, впитывает в себя самое плохое.
18.
При всёми старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам.
19.
Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда из него
вырастет хороший человек.
20.
Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.
Я всегда принимаю участие в играх и делах ребёнка.
22.
К моему ребёнку постоянно «липнет» всё дурное.
23.
Мой ребёнок не добьётся успехов в жизни.
24.
Когда в компаниях говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребёнок
не такой умный и способный, как другие дети.
25.
Я жалею своего ребёнка.
26.
Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, то они кажутся мне
воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.
27.
Я с удовольствием провожу с ребёнком своё свободное время.
28.
Я часто жалею о том, что мой ребёнок взрослеет, и с нежностью вспоминаю
то время, когда он был ещё совсем маленьким.
29.
Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебностью отношусь к
ребёнку.
30.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что лично мне не удалось в
жизни.
31.
Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами
приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32.
Я стараюсь выполнить все просьбы и пожелания моего ребёнка.
33.
При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребёнка.
34.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
35.
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребёнок по-своему
прав.
36.
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37.
Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребёнку.
39.
Основная причина капризов моего ребёнка – это эгоизм, лень и упрямство.
40.
Если проводить отпуск с ребёнком, тот невозможно нормально отдохнуть.
41.
Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное, беззаботное детство.
42.
Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.
Я разделяю увлечения моего ребёнка.
44.
Мой ребёнок кого угодно может вывести из себя.
45.
Огорчения моего ребёнка мне всегда близки и понятны.
46.
Мой ребёнок часто меня раздражает.
47.
Воспитание ребёнка – это сплошная нервотрепка.
48.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.
Я не доверяю своему ребенку.
50.
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
52.
В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
53.
Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.
54.
Мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это
делает, то получается не так как нужно.
55.
Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56.
Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.
Я восхищаюсь своим ребёнком.
59.
Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60.
Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от
него.
61.
Ребёнок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
По каждой
из шкал родительских отношений подсчитывается количество баллов: «+» - 1 балл,
«-» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной выраженности
данного вида родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они
сравнительно слабо развиты.
Принятие – отвержение
ребёнка, номера утверждений: 3, 6, 8, 10, 12,14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,
27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация, номера
утверждений: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз, номера
утверждений: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль, номера
утверждений: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам
ребёнка, номера утверждений: 5, 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
|