Дошкольный возраст
Школьный возраст

Игры
Занятия


Документация
Пособия



Опросник родительских отношений (ОРО)

 

Опросник включает в себя 61 вопрос, отражающий те или иные особенности родительских отношений. Оценка проводится по пяти шкалам:

1.                           Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой эмоционально-положительное (принятие) или эмоционально-отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.                           Кооперация. Эта шкала отражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление заинтересованности и участия в его делах.

3.                           Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4.                           Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролирует поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5.                           Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

 

Давая на вопрос положительный ответ – ставьте «+», отрицательный – «-».
При обработке ответов «+» оценивается в 1 балл, «-» - 0 баллов.

 

 

Вопросы.

 

1.     Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.     Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребенок.

3.     Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

4.     Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5.     Я испытываю к ребёнку чувство симпатии.

6.     Я уважаю своего ребёнка.

7.     Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8.     Мой ребёнок часто мне неприятен.

9.     Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребёнку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребёнку я испытываю досаду.

12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребёнок как губка, впитывает в себя самое плохое.

18. При всёми старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребёнка.

22. К моему ребёнку постоянно «липнет» всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся успехов в жизни.

24. Когда в компаниях говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком своё свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебностью отношусь к  ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнить все просьбы и пожелания моего ребёнка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребёнок по-своему прав.

36. Дети рано узнают  о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребёнку.

39. Основная причина капризов моего ребёнка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребёнком, тот невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребёнка.

44. Мой ребёнок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребёнка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребёнок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребёнка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то получается не так как нужно.

55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

58. Я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

По каждой из шкал родительских отношений подсчитывается количество баллов: «+» - 1 балл, «-» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной выраженности данного вида родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты.

Принятие – отвержение ребёнка, номера утверждений: 3, 6, 8, 10, 12,14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация, номера утверждений: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз, номера утверждений: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль, номера утверждений: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребёнка, номера утверждений: 5, 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.


 

 
www.detpsihologia.narod.ru
Об авторе


Rambler's Top100     баннер  
Hosted by uCoz